Lady Romantic
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЖЕНСКОГО РОМАНА
 ОТ А ДО Я



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 ИНТЕРВЬЮ, СТАТЬИ, БИОГРАФИЧЕСКИЕ СПРАВКИ
Главная » Материалы » Статьи » Женские романы

Улыбина Е.В. Субъект в пространстве женского романа (Часть 1)
[ ] 08.05.2008, 17:30

Е.В. Улыбина


СУБЪЕКТ В ПРОСТРАНСТВЕ ЖЕНСКОГО РОМАНА

 

Пространства жизни субъекта:
Единство и многомерность субъектнообразующей социальной эволюции /
Отв. ред. Э.В.Сайко. М.: Наука, 2004, с. 538-555 (538-545).
 
В настоящее время в литературе существует явление, чрезвычайно близкое по структурным и содержательным особенностямволшебной сказке. Это так называемый женский роман, он же любовный роман, он же розовый роман, относящийся к числу самых популярных жанров. О. Вайнштен отмечает, что "в розовом жанрезаложена такая программа беспроигрышной занимательности, которая автоматически превращает его в идеальный товар на книжном рынке"1. Как показывают исследования, чтение розовых романов для читательниц — это "время для себя". Но респондентки отмечают утилитарный характер чтения. Вряд ли познавательныересурсы розового романа действительно столь велики, но важно, что читательницы относятся к текстам серьезно, вероятно нестолько дополняя, сколько проверяя сложившийся образ мира, того, как все должно быть.
Жанровое своеобразие женского романа определяется высокой повторяемостью сюжетных элементов, относительным постоянством состава героев и, главное, сериальным характером продукции. В большинстве известных исследований женского любовного романа подчеркивается жесткая неизменность формульных элементов, составляющих сюжетную линию произведений "розовых серий". "Сущность розового романа во всех его жанровых модификациях сводится к любовной истории со счастливым концом"2.
Согласно мнению одного из наиболее известных исследователей розового романа Джона Кавелти структуру романа составляет набор формул, художественных форм, отработанных до автоматизма и аккумулирующих энергию культурной традиции и удовлетворяющих бессознательные ожидания читателей через базовые архетипы.
Формулы, как отмечает О. Вайнштейн, соответствуют структурам волшебной сказки, проводя параллели между сюжетными элементами романа и выделенными Проппом функциями сказки. "Архетипической для розового романа в большинстве вариантов является сказка о Золушке со всеми ее перипетиями"3. Сходство с элементами сказочных сюжетов действительно очень высокое. Сюжет и романа, и сказки построены вокруг приключений героини, представляющих собой успешное прохождение испытаний на пути к замужеству, "и в этом аспекте розовый роман, конечно же, сказка о женской инициации"4, о своего рода социальном росте, изменении статуса, субъектной позиции.
 
           ИНИЦИАЦИЯ КАК ВНУТРЕННЕЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ФОРМУЛЕ СКАЗКИ
 
Значимость сказки в момент возникновения жанра определялась связью с еще более архаическими ритуалами, наполнявшими содержание сказки сакральным смыслом. В.Я. Пропп проводя сопоставление отдельных функций волшебной сказки и элементов древних обрядов отмечал, что "эти соответствия позволяют нам утверждать, что цикл инициации — древнейшая основа сказки... Другим циклом, кругом, обнаруживающим соответствие со сказкой является цикл представлений о смерти... Сложение этих двух циклов дает почти все... основные слагаемые сказки. ...Мы знаем, что весь обряд инициации испытывался как побывка в стране смерти, и, наоборот, умерший переживал все то, что переживал посвящаемый... Если представить себе все то, что происходило с посвящаемым, и рассказать это последовательно, то получается та композиция, на которой строится волшебная сказка"5. Смысл обряда инициации заключался в переходе человека в новую социальную группу, чаще всего — переходе ребенка в статус взрослого человека, готового создавать собственную семью. Сказка воспроизводила ритуал инициации как конкретную историю, близкую и понятную по смыслу слушателям. На уровне сказки инициация выступала как путь поиска брачного партнера и подтверждение готовности создать собственную семью. Процесс инициации был тем инструментом, который совершал с ребенком соответствующие изменения.
Процесс инициации представлял собой не только важный этап в социальном становлении человека, но и приводил к качественным изменениям психики ребенка. Основу этих изменений составляло преодоление биологической непосредственности психического отражения и обретение способности опираться на символический порядок в отношении к себе и миру. Происходил, в частности, переход от погруженности в мир родственных эмоционально-чувственных отношений к выходу в социальную систему, регулируемую традициями, законами, табу. И руководствоваться уже не только реальностью чувств, но, прежде всего реальностью закона — норм, традиций, обычаев. Человек овладевал собой через овладение своими чувствами. Инициация утверждала приоритет социального над биологическим в системе межчеловеческих отношений, способствовало развитию субъектной позиции.
Именно овладение правилами и нормами составляет, по мнению Л. Элькониновой и Б.Д. Эльконина, основной психологический смысл волшебной сказки. В ней моделируется ситуация развития ребенка через сознательное изменение себя, принятие решения войти в сложный взрослый мир. "В сказке выделено не то, каким способом ее герой решает задачу (она вообще не про удачное решение задачи), а про удачное решение решить задачу, принятие на себя выполнение чего-либо"6. Эта ситуация согласуется с позицией субъекта прохождения инициации, принимающего на себя роль субъекта решения задач. Соответствие сказочного героя статусу ребенка подчеркивается пассивностью его поведения. "Речь идет о максимально производном характере поведения большинства персонажей, выступающих в функции героя... Герой в сказке действует как бы вслепую — его направляют помощники, испытатели и пр. В волшебной сказке эта пассивность, отключение волевого начала показывает, что противостоящие друг другу семантические поля существуют как объективные данности, независимые от воли деятеля"7. Необходимо отметить, что в наибольшей степени зависимость поведения героини от внешних обстоятельств свойственна сказкам о мачехе и падчерице. Героиня, как правило, ничего не хочет, она лишь подчиняется воле мачехи или отца, стремится восстановить утраченное имущество, выполнить задание, все ее действия носят вынужденный характер, а субъектность, принятие на себя ответственности проявляется главным образом в следовании нормам и правилам.
Утрачивая сакральный смысл, сказка продолжала сохранять значимость за счет опоры на массовую психологию и социальные структуры. В содержании сказки отражалось одновременно две тенденции — во-первых, сказка должна была быть "интересна" слушателям, во-вторых, соответствовать какой-либо частотной для общества личностной проблематике. А значит, содержание сказки не могло быть случайным, не могло отражать единичные, не распространенные в обществе, не поддерживаемые многими поколениями мотивы и установки. Как отмечал П. Г. Богатырев, "... в фольклоре удерживаются только такие формы, которые для данного коллектива оказываются функционально пригодными"8. Произведение фольклора не может возникнуть вопреки господствующим в социуме установкам: "безусловное господство предварительной цензуры, обрекающий всякий конфликт произведения с цензурой на бесплодность, формирует особый тип участников поэтического творчества и вынуждает личность отказаться от всякого посягательства на преодоление цензуры"9. А значит, те ценности и установки, которые транслируются произведениями фольклора, одобряются и принимаются обществом. Согласовывая актуальную личностную проблематику с общественной моралью, сказки поддерживали сложившиеся социальные устои, выполняли функцию психологической цензуры, требующей, чтобы различные не всегда социально приемлемые желания могли быть выражены в социально приемлемых формах.
Женский роман, близкий к сказке по жесткой фиксированности элементов фабулы и общей сюжетной линии, устроен, однако, несколько иначе и выполняет несколько иную функцию, поддерживая иные психологические тенденции.
 
                         "УСТРОЙСТВО" РОМАНА — ПРОЦЕСС БЕЗ ДЕЙСТВИЯ
 
Своеобразие романных приключений состоит в их необязательности. На первых страницах героиня встречает героя и между ними мгновенно возникает "великая взаимная любовь". Встреча обычно сопровождается конфликтом, который всегда основан на недоразумении, ошибке, непонимании — т.е. препятствие на пути к счастью всегда иллюзорно и разрешается само собой, при минимальных усилиях самой героини. Ей ничего не надо делать для достижения счастья — ей не надо меняться как участнику инициации, не надо отправляться в волшебную страну. Социальные условия жизни героини всегда благополучны и могут только улучшаться. Даже собственное желание героини, в отличие от героини сказок, вполне приемлемо.
Если в сказках основной акцент ставится на внешних действиях, то в романах внешнее вообще вторично. При чтении романа создается впечатление, что ничего не происходит, хотя герои могут совершать какие-то поступки, но эти поступки буквально ничего не значат, не означают ни какой внутренней динамики.
Что же происходит в женском романе, если, по сути, в нем ничего не происходит? Если исход поведения героев известен с первых страниц, а многочисленные перипетии служат орнаментом, замедляющим действие, то конкретное содержание приключений вряд ли позволит понять смысл повествований. Мы остановимся на анализе постоянных сюжетных элементов розовых романов, в качестве которых выступают: невероятная сексуальная привлекательность героини, наличие еще одной женщины, мощь и "дикость" героя, счастливое соединение героев после которого сюжет заканчивается.
Героиня. Героиня в женском романе может быть блондинкой или брюнеткой, иметь пышные формы или быть миниатюрной. Она может иметь профессию или не иметь, любить или не любить работу. Она может быть дочерью миллионера или скромной секретаршей. В любом случае у героини нет социальных и бытовых проблем. Быт и характер вообще не важны — важно лишь то, что она всегда хороша собой и наделена сногсшибательной сексуальностью. Это ее основная характеристика. Все строится вокруг сексуальности, которая выступает в качестве базовой ценности мира, реконструируемого в романах. Именно сексуальность — т.е. наличие желания и сексуальная привлекательность выступает в качестве основного средства достижения целей, решения проблем, формирования отношений с окружающими. Все другие качества героини, по сути, вторичны и не играют существенной роли. Но сексуальность эта скрытая, она до поры не видна ни окружающим, ни самой героине.
В ранних женских романах героиня, как правило, не имела сексуального опыта. В текстах начала XXI века это однообразие преодолено в соответствие с реалиями времени. Сегодня героиня может быть девственницей, вдовой, разведенной женщиной, жертвой сексуального насилия. Отношения с героем могут разворачиваться тоже по разной схеме, они даже могут начинаться с секса ("Магический крут" Натали Вокс), героя могут подарить героине на день рождения ("Фантазия"). Это ничего не меняет. Отношения с героем остаются конфликтными по внутренним для героини причинам. Физическая близость после свадьбы вовсе не является итогом, финалом успешно построенных действий, правильных отношений с героем. Счастливый конец включает в себя обоюдное признание любви, помолвку, часто свадьбу и, иногда, упоминание о родившихся или ожидаемых детях. Семейный союз или "прочные отношения" выступает как осознанная цель, на которую прямо направлены усилия героини, что отличает ее от сказочного прототипа, ведь даже Золушка отправлялась на бал не за принцем, а за праздником.
Герой. Если героиня может иметь любую внешность, то герой всегда одинаков. Он огромен, "гора мышц" и обязательно слегка "дикарь". Герой является воплощением силы во всех ее проявлениях. Он обязательно успешен в социальном плане и умеет решать разного рода проблемы. Герой может иметь вспыльчивый характер, иметь "плохую" репутацию, чаще всего опасного для женщин ловеласа. Его образ противоречив: он воплощает в себе мечты о защитнике и покровителе и, одновременно, таит опасность. Герой поначалу несколько пугает героиню, ибо она полагает, что не может контролировать ситуацию — героя, себя, обстоятельства.
Образ героя соответствует диагнозу. Женщина с истерической организацией структуры личности имеет тенденцию "видеть мужчин как сильных и восхитительных, а женщин — как слабых и незначительных. Поскольку девочка считает силу врожденным мужским атрибутом, она смотрит на мужчин снизу вверх, но так же — большей частью бессознательно — ненавидит и завидует им. Она пытается усилить свое ощущение адекватности и самоуважения, привязываясь к мужчинам, в то же время исподволь наказывая их за предполагаемое превосходство"10. По ходу дела герой действительно теряет таинственность и опасность, сохраняя силу и социальную успешность и обнаруживая нежность и абсолютную преданность героине.
Другая женщина. Другой женщиной может быть кто угодно — подруга, соперница, мать, сестра, начальница и пр. Эта другая женщина может быть дружественна или враждебна героине, может помогать или мешать ей. Политкорректность последнего времени предполагает пропаганду "гендерной солидарности", и другая женщина чаще изображается в дружественных и сочувственных тонах. Но она есть всегда и она отличается от главной героини некоторыми постоянными чертами: возрастом — она всегда хотя бы немного старше, опытом и, как это не странно, большей энергетикой и силой. Это эмансипированная, раскованная дама, обладающая яркой внешностью и смелыми манерами. "Она чересчур экстравагантна и предприимчива", как старшая сестра героини романа "Фантазия" Л. Фостер 11. Она противоположна героине по самой сути — "характером она отличалась сильным, смелым, жестким. У нее было все, чего не хватало самой Джине"12.
Сказочным прототипом другой женщины вряд ли может быть ленивая родная дочь мачехи, скорее это сама мачеха, неразумно претендующая на то, чтобы быть "всех красивей и милее", именно с ней как с женщиной, занимающей место рядом с мужчиной (любым) стремится конкурировать героиня.
Другая женщина имеет силу, которой нет у героини, но для женщин с истерической структурой характера сила — противоположна женственности, быть сильной — значит не быть женщиной. Героиня имеет свой способ справиться с ситуацией. И в романах эта слишком сильная и активная героиня всегда проигрывает "младшей сестренке", которую может оценить только настоящий мужчина.
Функция другой женщины выглядит самой загадочной — она не выступает как реальная помеха счастью героини, она не только не выступает в качестве реальной соперницы, но даже часто оказывает существенную помощь, организуя встречу героини и героя. Именно необязательность действий и постоянство появления в тексте позволяют говорить о том, что почему-то фигура этой другой женщины так важна для понимания происходящего в романе действия.
Действие. Эти три постоянные героя разыгрывают повторяющееся из романа в роман действие, смысл которого включает в себя элементы классического соперничества в рамках любовного треугольника, что вполне укладывается в эдипову проблематику и является основным мотивом поведения при развитии личности по истерическому типу. Именно поэтому другая женщина, какое бы место она ни занимала в романе, так важна для организации психологической составляющей событий. Все, в конечном счете, делается для нее, именно ей героиня должна доказать свою женскую силу и состоятельность.
Соперничество определяет и внутреннюю динамику происходящего, связанную с перераспределением силы. Если в начале романа героиня слаба, а герой и другая женщина — сильны, то в финале она получает мужчину вместе с его силой и берет верх над более сильной "другой женщиной".
В сказке тема соперничества также занимает очень важное место, напрямую организуя сказочное действие. Падчерица торжествует над злой мачехой и ее ленивой родной дочерью. Но в сказке победа достигается за счет социальных успехов — хозяйственных навыков, доброты и "правильного" поведения. Героиня сказки меняется, становится другой, как становится другим ребенок, прошедший инициацию. Героиня сказки попадает в ситуацибеды, ущерба, восполнение которого заставляет ее действовать. В романах этот ущерб имеет специфический характер. Уже в самом начале повествования присутствует практический полный набор благ: героиня, обладающая исключительной привлекательностью и любящая героя, герой, любящий героиню, благополучная внешняя среда. Искомый объект отсутствует, но действие, тем не менее, разворачивается.
Обнаруживается, что благополучие внешнего плана компенсируется существенными, но неявными (не декларируемыми) проблемами внутренними. При всех своих достоинствах и огромной сексуальности героиня до встречи с героем одинока и либо вообще не имела опыта любовных отношений, либо они были неудачны. Причины такого парадокса по ходу повествования объясняются преимущественно внешними обстоятельствами, изменой первого мужа, замкнутым характером героини или трагическими событиями типа изнасилования (роман "Фантазия") и пр. Героиня, как это свойственно истерической женщине, не удовлетворена существующим положением вещей и в этом состоит еще одна загадка женского романа. Героиня явно испытывает некоторую недостачу, но эта недостача не неизвестна ни ей, ни читателям.
В сказке смысл действий героини соответствует смыслу инициации, доказывающей возможность ребенка стать взрослым, перейти в следующую социальную группу. Героиня романа так же должна пройти испытание, выдержать обряд посвящения во взрослую счастливую жизнь. Только вместо колодца, избушки бабы-яги или берлоги медведя она попадает в мир чувственных отношений с героем и должна доказать свое право быть "настоящей" женщиной, женой. Интерес вызывает характер испытаний и то, что рассматривается в качестве идеальной нормы, утвержденных правил поведения.
Во всем многообразии приключений героиня проверяет, насколько она может контролировать ситуацию и на сколько простирается ее власть над героем. Испытания самой героини заключаются буквально в доказательстве ее силы и власти по отношению к мужчине. И в этом она практически не знает предела, до бесконечности продляя ситуацию. Именно так строятся отношения при наличии истерической проблематики. "Стремление соблазнить и аффективная ненасытность служат первыми симптомами этого типа, первыми проявлениями... Этот способ существования истерика многократно описан: потребность привлечения к себе внимания, эгоцентризм, аффективная зависимость, неумение контролировать эмоции, кокетство, провокативность, эротизация отношении и пр."13 Для истерика смысл отношений с другим составляет именно период соблазнения — своеобразная прелюдия реальных отношений, которые в действительности невозможны. "Паттерн данного поведения соответствует... двойному действию соблазнения-избегания..."14, что как раз и демонстрирует героиня женского романа на всем протяжении действия. Она всячески испытывает героя, не доверяя ему, не доверяя своим чувствам, выстраивая сложные препятствия на пути к окончательному соединению с ним. Что интересно, роман заканчивается когда героиня достигает желанного состояния полной, законной любви. То, что может происходить с ней после свадьбы или после соединения с героем, не интересует читательниц.
Как отмечают исследователи, в женском романе репрезентируются основные консервативные ценности — вечные ценности семьи, любви, душевной близости"15. Но эти ценности в романе лишь называются и никогда не воспроизводятся. Роман обрывается в момент, когда отношения "любви и душевной близости" становятся возможны. Получатся, что дальше ничего интересного быть не может. Построение прочных, удовлетворительных объектных отношений для женщины с истерической проблематикой действительно невозможно. "Желание запрещено не только потому, что наказуемо, но и потому, что неудовлетворимо. Именно в этом смысле инцест одновременно и желанен, и опасен как невозможный образ..."16. Отношения между героями и строятся по типу инцестуозных, ибо в каждом мужчине видится страшный, могущественный и соблазняющий отец. Именно такими и изображаются герои женских романов - страшными и притягательными.
 
 (Продолжение следует...)
 
1. Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. М„ 1996. № 22. С. 303.
2. Там же. С. 303.
3. Там же. С. 311.
4. Там же. С. 312.
5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996. С. 353.
6. Эльконинова Л., Эльконин Б.Д. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия // Вестник МГУ. Сер. Психологии. 1993. № 2. С. 68.
7. Мелетинский ЕМ., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С., Сегал ДМ. Проблемы структурного описания волшебной сказки // Структура волшебной сказки. М., 2001. С. 47.
8. Богатырев П. Г. Фольклор как особая форма творчества // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 372.
9. Там же. С. 376.
10. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М. 1998. С. 391.
11. Фостер Л. Фантазия. М„ 2003. С. 108.
12. Вокс Н. Магический круг. М., 2002. С. 56.
13. Бержере Ж. Психоаналитическая патопсихология. М., 2002. С. 205.
14. Там же. С. 206.
15. Бочарова О. Формула женского счастья // Новое литературное обозрение. М., 1996. № 22. С. 302.
16. Бержере Ж. Указ. соч. С. 208.            
 
 
Категория: Женские романы | Добавил: LadyRomantic
Просмотров: 3017 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
[color=color_url - Добрый день дорогие форумчане. Увидел наш лучший сайт http://ladyromantic.ru и понял что тут мне подскажут.
Попрошу всех желающих присоедениться.
Выбрав эту категорию этот думаю правлильную, если нет прошу Модераторов перенести ее в раздел которую посчитаете нужной.
Я сильно люблю фильмы. У кого быстрый интернет могут себе позволить http://kinozal.in - кинозал бесплатные фильмы[color=color_url - .
Или просто смотреть онлайн.
Ка на меня я болше люблю с женой смотреть http://kinozal.in/erotika - erotik[color=color_url - . Вообщем кому что лучще. Но проблемма в том что у меня слабый интернет.

Так вот пожалуйста помогите мне найти сайты где можно смотреть фильмы или скачать даже с слабым инетом.
Сайти пожалуйста шлите в личку, на емаил unsomimmusemm@gmail.com или icq 9448995

1  
"... структуру романа составляет набор формул, художественных форм, отработанных до автоматизма и аккумулирующих энергию культурной традиции и удовлетворяющих бессознательные ожидания читателей через базовые архетипы." и чего мы удивляемся, что все романы похожи... biggrin
Просто надо автору лучше прятать эти формулы... чтобы нам было интереснее их искать. tongue

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг
17.08.2017
06:51
Категории каталога
Женские романы [2]
Статьи о женских романах
Авторы [1]
Статьи о жизни и творчестве авторов
Форма входа
Приветствую Вас Гость!
Логин:
Пароль:
Друзья сайта
Реклама

Lady Romantic © 2008-2017